План-конспект урока

Тема урока: Лик Земли: суша и водная поверхность

Тип урока: комбинированный.

Цели урока:
1)                Способствовать  формированию ценностно-смысловые компетенции в области развития пространственного воображения учащихся в процессе изучения отображения Земли; способствовать формированию знание понятий “карта”, “материк”, “остров”, “океан”;
2)                Способствовать развитию устное говорение, аналитическое мышление учащихся, умение сравнивать, делать выводы; способствовать воспитанию культуры речевого общения, умение работать в коллективе, культуры взаимоотношений.
3)                Способствовать формировать умение работать с географической картой;
Методика проведения урока: словесные (объяснение, беседа, рассказ⁄фронтальный опрос), наглядные (доска, схемы, иллюстрации), видиофильм.
Материалы и оборудование: : мультимедийный проектор, ноутбук, видеоролик , атлас, контурная карта, физическая карта полушарий, карточки.

Литература:
1.                Лопух, П.С Человек и мир : учеб. пособие для 5-го кл. учреждений общ.сред. образования с рус. яз. обучения / П. С. Лопух, О. В. Сарычева, Л. В. Шкель. — Минск : Народная асвета, 2016. —143 c. : ил.
2.                .Грузинский, В.В. Вселенная: Учеб. пособие для 5 –го кл.общеобразоват. шк. / В.В. Грузинский  и др. – Мн.: Нар. Асвета, 1996. – 320 с.
3.                Халиманович, А.А. Человек и мир: учеб. пособие для 5-го кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения / А. А. Халиманович [и др.]. — Минск: Нар. асвета, 2009. — 142 с. ил.

Структура урока:
1.Организационный момент (2 минуты)
2. Проверка домашнего задания (7-9 минут)
3. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала (1 минута)
4. Этап усвоения новых знаний (18-20 минут)
5. Физкультминутка (2 минуты)
6. Этап проверки понимания учащимися нового материала (3-5 минут)
7. Этап закрепления нового материала (5 минут)
8. Этап информирования учащихся о домашнем задании (1 минута)
9. Этап подведения итогов занятия (2 минуты)
10. Этап рефлексии (2 минуты)

Ход занятия:
1.Организационный этап

Дата и тема записаны на доске. Проверяю санитарно-гигиеническое состояние класса.
- Здравствуйте ребята. Присаживайтесь. Сегодня у нас урок на тему «Лик Земли: суша и водная поверхность»
Кто сегодня дежурный? Назовите отсутствующих.

2.Этап всесторонней проверки домашнего задания

Выступление учащегося с творческим заданием.
Тема выступления : «Мои наблюдения за Луной»
Мы не раз смотрели ночью на небо и удивлялись, сколько же в нем звезд. Да звезд действительно миллиарды. А еще есть много разных планет – не только в нашей Солнечной системе, но и в других системах и даже галактиках. Но больше всего притягивает Луна. Она пробуждает интерес. Ведь она такая большая и яркая, и, глядя на неё из ночи в ночь, мы можем проследить, как она меняет свою форму от узенького серпа до полного диска. Какие загадки скрывает луна?
Люди на луне
         С давних пор люди мечтали отправиться на Луну, однако это  произошло 20 июля 1969 года. Американские астронавты первыми ступили на поверхность Луны. Доставил их туда корабль «Апполон 11», который вывела в космос ракета «Сатурн-5». Астронавтам понадобилось четыре дня, чтобы добраться до Луны. Они пробыли на Луне 2.5 часа. Собирали пробы грунта и делали фотографии! Оказалось, что сила тяжести на Луне в 6 раз меньше, чем на Земле. Человек, вес которого 60 кг, весит на луне всего 10 кг. Всего на Луну было шесть экспедиций.  На ней побывали 12 человек.
До этого момента единственным методом исследования Луны были наблюдения за Луной.
Почему мы видим на поверхности Луны круги, темные пятна, горы?
На Луне можно увидеть темные и светлые пятна. Светлые- это лунные моря. На самом деле в этих морях нет ни капли воды. Раньше люди этого не знали, потому и называли их морями.
Темные пятна — это ровные участки (равнины). На Луне всюду видны лунные кратеры, которые образовались от ударов метеоритов — камней, упавших из космоса.
Вся поверхность Луны покрыта толстым слоем пыли. Она выглядит так, как будто на ней много лет не вытирали пыль.
На поверхности Луны днем стоит жара до 130 градусов, а ночью — мороз — 170 градусов.
3. Влияние Луны на нашу планету

В результате своих исследований я узнала, что роль Луны в жизни нашей планеты очень велика. Два раза в сутки уровень Мирового океана меняется – вода «наступает» на сушу по время приливов и «отступает» с отливом. Приливам и отливам океан обязан притяжению Луны. Когда Луна проходит над определенной точкой, происходит прилив – поднятие воды. Покидая эту точку Луна «отпускает» воду – так начинается отлив. Оказывается, Луна притягивает к себе в воду. Так же Луна влияет на самочувствие и здоровье животных.
Луна делает полный оборот вокруг Земли в течении 27.3 суток. Однако из-за вращения Земли вокруг Солнца наблюдатель на Земле может наблюдать циклическую смену лунных фаз только каждые 29.5 суток.
Фазы Луны. Мои наблюдения. Мы с мамой летом часто рассматривали звездное небо. Я много раз замечал, что Луна меняет форму. Иногда она похожа на круглый блин, а  иногда на тонкий серп. Эти изменения именуют фазами Луны. Мне стало интересно, и я решил понаблюдать за Луной. Я дождался, пока Луна появиться на небе, настроил свой бинокль и стал смотреть. В первый день (3 июля) моих наблюдений Луна была похожа на тоненький серп. Луна становилась  больше с каждым днем и 15 июля она стала круглая. Затем она стала убывать и становилась все меньше и меньше. Через две недели Луну стало почти не заметно (30 июля). Я составил дневник наблюдений.
На основании своих наблюдений я сделал следующий вывод: Луна непрерывно меняет свою видимую форму, то она видна как полностью освещенный диск, то, как узкий серп, рога которого могут быть обращены как вправо, так и влево. Все это объясняется разными положениями Луны относительно Земли и Солнца, отчего Луна и бывает по-разному освещена им. Это порождает смену лунных фаз (фазой называется доля диска небесного тела, освещенная Солнцем).
Несколько советов, улетающим на Луну
1. Если на Луне тебе захотелось немножко попрыгать, учти, что ты подпрыгнешь в шесть раз выше, чем на Земле, и падать будешь гораздо медленнее. А все почему? Потому, что сила тяжести на Луне в шесть раз меньше, чем на Земле.
2.  Будешь прогуливаться по Луне — смотри под ноги. Вся поверхность усеяна камнями, которые падают из космоса.
3.  Не забудь взять часы с календарем, а то совсем запутаешься в днях. На Луне один день длится две наших недели, а потом на две наши недели наступит ночь.
4.  Зонтик тебе не пригодится: дождей на Луне не бывает. Да что там дождей — там вообще нет воды. Нет облаков, нет туманов, нет радуги. Правда, дожди там все-таки бывают — метеоритные, каменные.
5. Если полетишь на Луну вместе с друзьями, не забудь, что разговаривать вы сможете только при помощи радиопередатчиков. Звуков на Луне нет, там даже метеориты падают бесшумно. Это из-за того, что на Луне нет атмосферы.
6.  Подумай, как ты будешь дышать? Ведь на Луне нет воздуха.
7.  Подумай, как тебе одеться, так как длинным двухнедельным днем поверхность Луны нагревается до +130 градусов, а за длинную ночь охлаждается до — 170 градусов.
Какие у вас есть вопросы по домашнему заданию? Сейчас проверим на сколько вы сегодня подготовлены. Проведем устный опрос по домашнему заданию. Кто будет активно работать на уроке получит хорошую отметку (в конце вопросов комментируются ответы, задается вопрос, предварительно ставлю отметку).
Тест
1 Из скольких слоев состоит Земля:
А) 4
Б) 3
В) 5
Г) 6
2 В каком направлении происходит вращение Земли вокруг своей оси
А) с запада на восток
Б) с востока на запад
В) с севера на юг
Г) с юга на запад
3 Как называются воображаемые окружности на поверхности Земли, где солнечные раз в год в полдень падают под прямым углом к земной поверхности:
А) полярные круги
Б) тропики
В) экватор
Г) полюс
4 Назовите специальный прибор для демонстрации вращения и движения Земли:
А) теллурий
Б) луноход
В) радар
Г) телескоп
5 В зависимости от расположения Земли, Луны и Солнца относительно друг друга могут происходит:
А) солнечные затмения
Б) солнечные и лунные затмения
В) белые ночи
Г) полярные ночи
6 Какое затмение происходит, когда Луна проходит между Землей и Солнцем и полностью или частично заслоняет его…(солнечное затмение)
7 Как называются явления в регионах, расположенных близко к полярным кругам, в летнюю ночь бывает светло, как днем…(белые ночи)
8 Как называется направление Солнца непосредственно «вверх», вертикально над конкретным местом под прямым углом …(зенитом)
9 Назовите американского космонавта, который первым ступил на поверхность Луны…(Нил Амстронг)
10 Как называется фаза Луны, когда лунный диск не виден …(новолуние)
3.Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

Просмотр видео фильма.
Определение задач учебного занятия:
- выявить какую часть поверхности Земли занимает суша, а какую — водное пространство;
- обобщить знания о строении Земли;
- сравнить чем отличаются материки и части света.

4.Этап усвоения новых знаний

Эпиграф: «Земля! Мать наша! Все мы дети твои: и растение, и животное, и человек».
Змитрок Бядуля.
- Я хочу предложить вам совершить путешествие по планете Земля. Согласен? И прежде чем его начать - внимание на экран.
Мотивация.
- Действительно, человек, который посещает школу, прилежно учиться, много читает, много чем интересуется – очень много знает. Вы со мною согласны?
- Мы с вами тоже много чего знаем о звездах, кометах, метеоритах и т. д. А сегодня мы с вами поближе познакомимся с планетой Земля. Обратите внимание на эпиграф на доске. В чем смысл этих слов? Действительно, Земля — наш общий зеленый дом. И нужно, чтобы всем в этом доме было уютно. Чтобы поддерживать порядок в нашем доме, мы прилагаем усилия: моем посуду, убираем в комнате, выносим мусор. Земля тоже требует нашей заботы. Но, к сожалению, все чаще люди относятся к природе потребительски. Они пользуются ее богатством, при этом, не оставляют после себя «ни аллей, ни травы, ни само реки». Люди не понимают, что лишают жилья зверей. Если мы живем в общем доме, то нужно поддерживать добрососедские отношения со всеми другими жителями.
Человек должен быть хозяином и заботиться о «братьях наших меньших».
То же самое и с растениями. Исчезают растения, а те, что остались, почти все в Красной книге.
Воздух, вода, земля — все загрязняется. А это уже угроза человеку.
Мы должны защитить природу от потребительских отношений. Необходимо ответственно относиться ко всему окружающему, сделать каждый уголок земли краше. И тогда не только мы, но и будущие поколения смогут услышать пение жаворонка, побывать на цветущем луге и песчаном берегу, услышать шум бора, колосьев на ниве.
Тогда земля будет настоящим зеленым домом.
И на доске впервые присутствует географическая карта. Именно с помощью карты мы с вами будем путешествовать.
И первым шагом по планете Земля будет знакомство.(с материками, океанами и островами). А точнее с лицом Земли. Именно карта является символом, копией Земли на плоскости. На ней нанесен при помощи цвета океаны, материки и острова.
Организация путешествия. Я предлагаю вам отправиться в виртуальное путешествие со мной и моими друзьями. На протяжении путешествия вам понадобится внимание (вас ждет много нового и интересного), усердие (нужно многое успеть), знания (вы встретите много уже известного вам), взаимопомощь и культура общения. Ну что, готов? Полетели!
А мы возьмем наши тетради и контурные карты и будем там помечать все интересное во время путешествия. И первый наш запись в тетради – это
Мы уже знаем, как выглядит наша планета из космоса. Лик Земли образуют суша и водная поверхность. Водная оболочка занимает более 2/3 поверхности Земли. Над водой выступает суша — материки и острова. На сушу приходится около 1/3 поверхности Земли
Суша Земли. Мы уже знаем, что материки — огромные участки суши, со всех или почти со всех сторон окруженные водой. Материков на Земле шесть: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Австралия .Самый большой из материков — Евразия. Это материк, на котором мы живем. На юго-западе Евразия соединяется Суэцким перешейком с Африкой — вторым по площади материком Земли. Перешейком называется узкая полоса, соединяющая два участка суши. На Земле всего два перешейка, которые соединяют материки. Один из них Суэцкий, через него прорыт Суэцкий канал.
Третье и четвертое место по площади занимают Северная Америка и Южная Америка. Эти материки соединены между собой Панамским перешейком. Через него тоже прорыт канал — Панамский. Антарктида — пятый по величине материк Земли. Суша здесь находится под ледовым покровом толщиной до 5 км. Это единственный материк на планете, где нет постоянных жителей. Самый маленький материк — Австралия.
С давних времен сушу делят не только на материки, но
и на исторически сложившиеся части света. Частей света тоже шесть: Европа, Азия, Африка, Америка, Антарктида и Австралия с Океанией.
Наряду с материками сушу нашей планеты составляют и острова. Острова — небольшие, по сравнению с материками, участки суши, со всех сторон окруженные водой. Островов на Земле очень много. Самый большой из них — Гренландия (2 175 600 км2). К крупнейшим островам также относятся Новая Гвинея (792 500 км2), Калимантан (734 000 км2) и Мадагаскар (596 000 км2).
Найдите и покажите эти острова на карте.
Встречаются одиночные острова и группы островов, лежащие на небольшом расстоянии друг от друга. Такие группы островов называются архипелагами. Одним из крупнейших является Канадский Арктический архипелаг. Он расположен на севере материка Северная Америка.
Участки суши, вдающиеся в водное пространство, называются полуостровами. Они с трех сторон окружены водой, а с четвертой соединяются с сушей. Самый большой полуостров Земли — Аравийский. Он расположен на материке Евразия. Крупнейшим в Европе является Скандинавский полуостров.
Водная поверхность Земли. Мы уже знаем, что все водное пространство нашей планеты называется Мировым океаном. Материки и острова делят Мировой океан на четыре океана: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.
        
5.Физкультминутка:

- Вы наверное устали, давайте немного отдохнём. Проведем гимнастику для глаз.
Раз два дружно встали, три четыре руки шире, пять шесть всем присесть, восемь, семь на место сесть.
Гимнастика для глаз:
Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.
Круг.
Представить себе большой круг. Обводить его глазами по часовой стрелке, потом против часовой стрелке.
Квадрат.
Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний – в левый верхний, в правый нижний. Ещё раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.
Буратино.
Предложить детям закрыть глаза и посмотреть на кончик своего носа. Учитель медленно считает до 8. Дети должны представить, что их носик начинает расти, они продолжают с закрытыми глазами следить за кончиком носа. Затем, не открывая глаз, с обратным счётом от8 до 1, ребята следят за уменьшением.

6. Этап проверки понимания учащимися нового материала

-Ребята, все ли понятно по новой теме? Есть ли у вас вопросы по пройденному материалу?

7. Этап закрепления нового материала

Работа в блоге урока

Выполните практическую работу
«Нанесение на контурную карту географических объектов»
1.   Используя физическую карту полушарий, подпишите на контурной карте:
а) материки;
б) океаны;
в) крупнейшие острова и группы островов, которые вы нашли на физической карте полушарий.
2.     Запишите в тетрадь название материка:
а) самого большого по площади;
б) самого маленького по площади;
в) расположенного во всех четырех полушариях Земли;
г) у которого все побережья северные;
д) который омывается всеми четырьмя океанами.
3.     Ответьте на вопросы:
а) Какие материки со всех сторон окружены водой?
б) Какие материки соединяются между собой узкими полосками суши?
в) Какие материки по форме (конфигурации) соответствуют следующим геометрическим фигурам: трапеции (четырехугольнику); треугольнику; окружности?
4.     Запишите в тетрадь название океана:
а) самого большого по площади;
б) самого маленького по площади;
в) у которого все берега южные;
г) который не пересекается экватором;
д) расположенного во всех четырех полушариях Земли;
е) имеющего самую большую протяженность с запада на восток.
        
8.Этап информирования учащихся о домашнем задании

- Домашнее задание: составить рассказ, используя опорные слова (материк, Земля, остров, океан, путешествие, комета Тая, астероид Бас, метеорит Дик).

9. Этап подведения итогов занятия

Поверхность нашей планеты составляют суша и водное пространство. Суша — материки и острова. Острова — небольшие, по сравнению с материками, участки суши, со всех сторон окруженные водой. Вдающиеся в водное пространство участки суши — полуострова.
Наше сегодняшнее путешествие завершается, а радость встречи остается! На следующем занятии мы продолжим путешествовать по Земле! А теперь давайте проверим как хорошо вы все запомнили. Обращаемся к задачам учебного занятия.

10. Рефлексия

Каждому я хочу подарить солнышко, чтобы оно осветило вам дорогу на пути к новым знаниям, стала вашим талисманом. И хочу спросить:
• Что наиболее понравилось на занятии?
• Что было для вас новым?
• О чем хотели бы узнать подробнее?


Комментарии